История Дома Кустаря
Таймлайн
Помочь проекту
Строительство дома
История самого же дома № 10 по улице Орджоникидзе (ранее улица Крестьянская, ещё ранее улица Большая) начинается в 1902 году. Кустарь-сапожник Владимир Спиридонович Шокин (1875-1961гг) строит деревянный двухэтажный дом для своей семьи, где на тот момент было уже трое детей.
Первые владельцы
Шокины — старинная кимрская фамилия, упоминается в документах с 1695 года и до сих пор является самой многочисленной династической фамилией в городе Кимры. Шокины породнились практически со всеми известными династиями кимрского купечества и зажиточного крестьянства: Малюгиными, Башиловыми, Носовыми, Мошкиными, Сорокиными, Столяровыми, Тюльневыми и другими.

Самому же Владимиру Спиридоновичу на момент строительства дома было 27 лет, а он уже имел трёх сыновей Леонида, Александра и Макария и являлся одним из успешных и состоятельных предпринимателей. Как и многие в селе Кимры (после 1918 г. город Кимры) В.С. Шокин занимался кустарно-сапожный промыслом (первая обувная фабрика в селе Кимры откроется только в 1904 году) и успешно производил как саму обувь, так и фурнитуру(приклад) к ней.

Изображение: Шокин Владимир Спиридонович. Фото из архива семьи Ильиных
Домовладение Шокиных
Архитектурный комплекс формировался вокруг дома постепенно. Главным оставался дом многочисленной семьи Шокиных, здесь родились еще трое детей — Серафима, Вениамин и Сергей. В 1904 году на прилегающей к дому территории появилась каменная кладовая для хранения и продажи готового товара, а в 1909 году каменная же сапожная мастерская для производства обуви в ней. Также на территории дома располагались деревянный амбар, конюшня и баня. Это было полноценное домовладение, которое создавало условия для жизни, работы и даже реализации готового товара.

Изображение: Печать-клеймо на оборотной стороне одного из листов кровельного железа располагавшегося на сапожной мастерской В. С. Шокина с названием артели кровельщиков (неразличимо) и годом проводимых кровельных работ «1909». Фото А. В. Молчанова
Дело Владимира Шокина
В мастерской на территории дома, помимо самой обуви, производились различные комплектующие, которые были необходимы для её пошива или как их тогда называли «приклад» — обувная фурнитура, различные сапожные инструменты, деревянные гвозди (спички), каблуки и многое другое.

Владимир Спиридонович начинал как кустарь-сапожник, работая на дому. Брак с дочерью Ивана Ивановича Рогунова, Пелагеей помог развитию его дела. Рогуновы были — крупной и состоятельной династией кимрских сапожников. Заключать взаимовыгодные браки между состоятельными династиями в Кимрах считалось делом незазорным и экономически выгодным. К началу XX века почти все крупные кимрские фамилии, связаные с производством обуви, были в родстве друг с другом.

Дело Владимира Спиридоновича быстро развивалось, и спустя некоторое время из обычного кустаря-сапожника он превратился в предпринимателя средней руки, который начал снабжать сапожников не только села Кимры, но и его окрестностей всем необходимым для пошива обуви «прикладом». Предоставляя сапожникам «приклад», взамен Владимир Спиридонович брал готовый товар и реализовывал его на еженедельных кимрских базарах и ярмарках, куда съезжались различные перекупщики со всех концов Российской Империи. Реализовав этот товар, В.С. Шокин взымал процент за него, на котором и зарабатывал. Проще говоря, он выступал посредником между производителем товара и покупателем.

Часто как начинающим, так и уже опытным, но мало предприимчивым сапожникам сложно было пробиться и занять свою нишу на обувном рынке. Они стремились обращаться за услугами к таким людям как В.С. Шокин, которые давали им постоянные заказы, предоставляли необходимый «приклад» и гарантировали защиту на рынке труда, а взамен взимали процент с их продаж. На проценте с продаж и собирался личный капитал Владимира Спиридоновича.
Расцвет дома
Именно в первое десятилетие ХХ века его домовладение № 10 по улице Большая пережило свой рассвет. По славам третьего сына В. С. Шокина Макария, городская усадьба жила активно: кто-то приезжал и покупал у Владимира Спиридоновича «приклад», кто-то шёл наняться работать в его мастерскую, кто-то приходил получить процент от продажи своей обуви, а кто-то просить реализовать пошитый товар. Телеги то въезжали в каменную арку со стороны Большой (Орджоникидзе) улицы, то выезжали из неё, и каждого В. С. Шокин встречал, рассчитывал, отгружал товар, принимал его, договаривался о новых сделках.

Изображение: Улица Большая (ныне ул. Орджоникидзе), 1910-е годы. В центре фотографии виден деревянный дом В. С. Шокина. Фото из коллекции И. А. Суслова
Семья Шокиных
В Кимрах были хорошо известны сыновья Владимира Спиридоновича — Леонид и Макарий Владимировичи Шокины. Всю свою жизнь они прожили и похоронены в Кимрах.
Леонид Шокин
Леонид Владимирович Шокин (1895-1962 гг.) — старший сын Владимира Спиридоновича, профессиональный фотограф-пикториалист.

Пикториализм был популярным течением в европейской и американской фотографии второй половины XIX — начала XX вв и подразумевал использование изобразительных и технических приёмов, сближающих фотографию с живописью и графикой.

Л.В. Шокин стал фактически фотолетописцем кимрского края. В первые годы советской власти он возглавлял кимрское отделение Русского Фотографического общества (1918-1925гг.), активно работал с местной газетой — был корреспондентом «Союзфото» и «Союзкинохроники». Имя Леонида Шокина стало широко известно в СССР в 1920-е годы, а также за границей — Англии, Франции, США, Бельгии и Канаде.

Изображение: Автофотопортрет Леонида Шокина, 1910-е годы. Фото из коллекции А. В. Молчанова
Фотографии Леонида Шокина
В архиве Шокина сохранилась ценная подборка фотографических сюжетов, посвящённая Покровскому Собору села Кимры. Здесь и виды собора при разной погоде и разбор куполов в 1920-х, снятие иконостаса, склад для хранение зерна внутри и, наконец, взрыв собора.

Изображение: «На рыбалке», 1920-е годы. Фото из собрания Кимрского Краеведческого Музея
Память о Леониде Шокине
После его смерти имя его было забыто на сорок с лишним лет. Практически все старинные фотографии видов села Кимры в начале ХХ века и после революционный период сделанные Леонидом Владимировичем долгое время не публиковались, либо публиковались, но очень редко, часто без упоминания авторства. А ведь больше никто и никогда не снимал Кимры и кимрский край так подробно и профессионально, как это делал Шокин.

12 декабря 2021 года, в год 125-летия со дня рождения фотомастера на фасаде Дома Кустаря, где он начинал свой творческий путь, была открыта мемориальная доска, а в Кимрском Краеведческом Музее прошла юбилейная выставка. В 2023 году в Кимрах состоялся первый фестиваль профессиональной фотографии, названый именем Леонида Шокина — «Шокинский фотофестиваль».

Изображение: «Перед грозой», 1920-е годы. Фото из коллекции А. П. Сазонова
Макарий Шокин
Младший брат Леонида, Макарий Владимирович (1900-1997 гг.) был третим сыном Владимира Спиридоновича Шокина. Он известен как художник-авангардист, театральный художник, фотограф. Окончил ВХУТЕМАС, ученик знаменитых художников авангардистов Василия Кандинского и Абрама Архипова.

Окончив учебу, Макарий Владимирович вернулся в свой родной город и устроился в Кимрский театр, где проработал всю свою жизнь сценографом, а на местном обувной фабрике «Красная звезда» — плакатным художником.

Изображение: Макарий Шокин. Фото из архива А. В. Молчанова
Творчество Макария Шокина
«...Но как только выдавалось свободное время, он вешал на одно плечо этюдник с масляными красками, а на другое — цейсовскую фотокамеру, которую ему подарил еще в детстве отец, и уходил бродить по окрестностям Кимр.

Почти три четверти века Макарий Владимирович творил летопись города Кимры и его окрестностей: создавал живописные пейзажи родной верхневолжской природы, фиксировал сначала на фотопластинки, позднее на фотопленку окружающую жизнь, вел дневники, писал воспоминания.
Фотографии братьев Шокиных в 1930-ее гг получили диплом на Всемирной Парижской выставке.

Но если годы репрессий не коснулись лично братьев, то это отразилось на их творчестве и плохо сохранении их наследия. Многое созданное исчезло, многое сознательно было ими уничтожено.

Макарий, обвиненный в безыдейности и мелкотемье, вынужден был писать свои дивные пейзажи почти тайно. Отсюда и малый формат его сохранившихся живописных работ, чтобы, как он сам говорил, удобнее их было прятать...» (По материалам статьи А.В. Сазонова «Художник Макарий Шокин»)

Ныне работы Макария Шокина хранятся в Тверской картинной галерее, в Кимрском Краеведческом Музее, а также в многочисленных частных коллекциях.
Семья Шокиных для нашего города — это гордость и талант!

Изображение: «Дом у реки», 1993 год. Из коллекции А. В. Молчанова
Герман Гончаров
Ещё одной известной личностью стал внук Владимира Спиридоновича (сын дочери Серафимы Владимировны) Герман Арсеньевич Гончаров (1928−2009) — физик-ядерщик, Герой Социалистического Труда, родившийся уже в Твери.

Окончил механико-математический факультет МГУ. В июне 1952 г. после окончания университета приступил к работе в Конструкторском бюро № 11 (РФЯЦ-ВНИИЭФ), где работал в отделе экспериментальных ядерных реакторов: с июня 1952 года — в должности старшего лаборанта, а с сентября 1952 года — в должности инженера. Его склонность к теоретическим исследованиям была отмечена руководством и он был в том же году командирован для работы в теоретический отдел, который возглавлял Андрей Дмитриевич Сахаров.

В 1954−1955 гг. в КБ-11 был разработан принципиально новый термоядерный заряд РДС-37, выполненный по так называемой двухступенчатой схеме. Успешная разработка этого заряда явилась ключевым моментом ядерно-оружейной программы нашей страны. Герман Арсеньевич был в числе непосредственных участников выбора конструкции, расчетно-теоретического обоснования и испытания заряда РДС-37. За участие в работах по созданию этого заряда он в 1956 году получил свою первую государственную награду — орден Трудового Красного Знамени.

В 1964 году ему была присуждена ученая степень кандидата физико-математических наук, в 1973 году — доктора физико-математических наук, в 1995 году он был утвержден в звании профессора по специальности «теоретическая физика». В 1999 году Герману Арсеньевичу было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В 1998 году он был избран членом-корреспондентом, а в 2000 году — действительным членом Российской академии наук.

Изображение: Герман Арсеньевич Гончаров. Фото из архива семьи Кривошеевых
Дом во время революции 1917-го года
Шокины владели домом единолично, до событий октября 1917 года. Дом не попал в первую волну изъятия собственности. Владимир Спиридонович сначала лишился своего главного здания, а именно каменного трёхэтажного особняка на улице Большая (ныне ул. Володарского) дом № 11, а также ещё ряда жилых домов, складов, магазинов и прочего имущества ему принадлежавшего.

Дом на улице Орджоникидзе власти оставили за семьёй, но позже, в конце 1920-х годов, очередь дошла и до него. Бывших хозяев в дальнейшем уплотнили, выделив им несколько комнат на первом этаже. Сам же дом передавался в пользование городскому отделу имущества.
Дом и семья Туполевых
После окончательного выселения семьи Туполевых из родовой усадьбы Пустомазово последние её обитатели Наталья Николаевна (в девичестве Туполева) и Константин Яковлевич Зельтины вынужденно переезжают в Кимры на зареченскую сторону города в дом по улице Орджоникидзе № 10. Владимир Спиридонович соглашается помочь Зельтиным и выделяет им комнату в своём доме. Зельтины поселяются на втором этаже, в бывшей парадной гостиной, три окна которой выходят на улицу и три во двор. Это до сих пор самое большое, светлое и красивое помещение в этом доме.
Судьба Туполевых
Муж Натальи, Константин работает агрономом в местном колхозе. Андрей Николаевич не забывает свою Родину и часто приезжает в этот дом навестить свою сестру. Также он начинает судебные тяжбы с кимрскими властями с целью вернуть Пустомазово в собственность семьи. По рассказам старожилов, и Макария Шокина, Туполева часто видят во дворе дома, колющим дрова и за прочей работой по хозяйству. Владимир Спиридонович очень тепло принимает Андрея Туполева и часто подолгу с ним беседует. Туполев же отвечает главе семейства взаимностью и также помогает младшему сыну В. С. Шокина Сергею с работой, устраивая его чертёжником в своё ЦАГИ — конструкторское бюро которым Туполев в то время руководил.

Судебные тяжбы Андрея Николаевича не увенчиваются успехом, суды он проигрывает и вынужден оставить затею отстоять своё родовое гнездо.

В 1928 году Константина переводят работать в другой колхоз под Москвой и семья Зельтиных вынуждена покинуть этот дом и Кимры, как и сам Андрей Николаевич навсегда с тяжёлым сердцем уезжает из Кимр.

После войны местные жители просят его вернуться и своим влиянием помочь колхозу Пустомазово возродиться. На тот момент, как на месте самого родового гнезда, так и его хозяйства будет простираться лишь чистое поле. Туполев ответит: — "Сами развалили — сами теперь и восстанавливайте!" В своих интервью на вопросы журналистов рассказать о своей малой Родине, он постоянно будет отвечать, что её больше нет — она затоплена. Лишь жители соседних деревень близ бывшей усадьбы Пустомазово изредка будут видеть в небе кружащий над полями пароплан. Вероятно Андрей Николаевевич хоть и публично топил свою малую Родину в воспоминаниях, но всё равно о ней не забывал, и иногда прилетал на неё посмотреть.

Изображение: Андрей Николаевич Туполев, 1952 год. Фото из собрания Калининградского областного историко-художенственного музея
Раскулачивание
После отъезда Туполевых из дома глава семейства Владимир Спиридонович Шокин, по воспоминаниям внучки Ильиной Галины Сергеевны, был раскулачен в конце 1928 года, арестован и сослан в Соловецкий Лагерь Особого Назначения (СЛОН «Соловки»), но позже в 1929 году приговор смягчили и его перевели в исправительно-трудовое поселение в город Ржев.

Известно, что после раскулачивания старшего Шокина, в доме остаётся жить его третий сын Макарий Владимирович Шокин, который уйдёт отсюда на фронт в 1941 году. После войны, как предполагает автор этих строк, Макарий в этот дом уже не вернётся, а переедет жить в другое место.
Дом в послевоенные годы
В последующие послевоенные годы внутренние помещения дома переделывают под коммунальные квартиры. По результатам предреставрационных исследований 2023 года выясняется, что 1970-е годы внутри дома проходит масштабный капитальный ремонт — сносятся и перекладываются печи, возводятся дополнительные межкомнатные перегородки, выкапываются подпольные помещения, частично меняются оконные рамы, ремонтируется крыша. В 1980-е годы дом оборудуется системой автономной газификации на основе пропановых баллонов. Более масштабных реконструкций и ремонтов в доме в дальнейшем не проводилось.

Хозяйственные и складские помещения, располагающиеся на прилегающей к дому территории, а именно сапожная мастерская и торговая лавка были конфискованы у Владимира Спиридоновича, вероятно, вместе с домом в 1928 году при раскулачивании и ссылке на «Соловки». Имущество возвращено не было.

Мастерская и часть торговой лавки вскоре также были переоборудованы местным отделом управления имуществом в жилые помещения, которые использовались до 1992 года. Ныне каменное здание сапожной мастерской пустует, заброшено и постепенно разрушается.

Основная же часть здания каменной торговой лавки продолжила выполнять свою изначальную функцию. В разные годы в ней располагались, магазин местного Кожтреста, продуктовый магазин, молочная кухня, магазин ковров и даже ТИР. Ныне здание пустует, о торговле в нём напоминает лишь вывеска последнего съехавшего отсюда больше 7 лет назад магазина «Ковры».
Дом в XXI-м веке
К началу 2000-х году сам бывший деревянный жилой дом В.С. Шокина значительно обветшал. Водопроводом, канализацией и газовым отоплением он так и не был оборудован. В 2010-е годы, жильцы так и не дождавшись капитального ремонта дома, начинают постепенно его покидать.

В 2017 году дом попадает в программу переселения из ветхого и аварийного жилья. Программа успешно реализовывается и уже к началу 2018 года последняя проживающая в доме семья Скоробогатовых из него выезжает.

В этот же год, 4 февраля в дом наведываются волонтёры всероссийского фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» Алексей Молчанов и Алёна Крутова, которые ищут объект для проведения первого сезона этого движения в Кимрах. От представительницы последней проживающей в доме семьи Галины Викторовны Скоробогатовой мы впервые узнаём об истории дома и его знаменитых жильцах.

К этой истории подключается местный городской активист Виктория Янкевич, тверское отделение Всероссийского Общества Охраны Памятников (ВООПИК) и потомки Германа Арсеньевича Гончарова.

Примечателен тот факт, что именно в 2018 году в Кимрах проходят масштабные мероприятия празднования 130-летия со дня рождения Андрея Николаевича Туполева и история сноса дома связанного с его именем имеет большую актуальность и резонанс в обществе.

В 2020 году здание получило статус выявленного объекта культурного наследия.

Изображение: Дом В. С. Шокина в наши дни. Фото А. В. Молчанова
Строительство дома
История самого же дома № 10 по улице Орджоникидзе (ранее улица Крестьянская, ещё ранее улица Большая) начинается в 1902 году. Кустарь-сапожник Владимир Спиридонович Шокин (1875-1961гг) строит деревянный двухэтажный дом для своей семьи, где на тот момент было уже трое детей.
Первые владельцы
Шокины — старинная кимрская фамилия, упоминается в документах с 1695 года и до сих пор является самой многочисленной династической фамилией в городе Кимры. Шокины породнились практически со всеми известными династиями кимрского купечества и зажиточного крестьянства: Малюгиными, Башиловыми, Носовыми, Мошкиными, Сорокиными, Столяровыми, Тюльневыми и другими.

Самому же Владимиру Спиридоновичу на момент строительства дома было 27 лет, а он уже имел трёх сыновей Леонида, Александра и Макария и являлся одним из успешных и состоятельных предпринимателей. Как и многие в селе Кимры (после 1918 г. город Кимры) В.С. Шокин занимался кустарно-сапожный промыслом (первая обувная фабрика в селе Кимры откроется только в 1904 году) и успешно производил как саму обувь, так и фурнитуру (приклад) к ней.

Изображение: Шокин Владимир Спиридонович. Фото из архива семьи Ильиных
Домовладение Шокиных
Архитектурный комплекс формировался вокруг дома постепенно. Главным оставался дом многочисленной семьи Шокиных, здесь родились еще трое детей — Серафима, Вениамин и Сергей. В 1904 году на прилегающей к дому территории появилась каменная кладовая для хранения и продажи готового товара, а в 1909 году каменная же сапожная мастерская для производства обуви в ней. Также на территории дома располагались деревянный амбар, конюшня и баня. Это было полноценное домовладение, которое создавало условия для жизни, работы и даже реализации готового товара.

Изображение: Печать-клеймо на оборотной стороне одного из листов кровельного железа располагавшегося на сапожной мастерской В. С. Шокина с названием артели кровельщиков (неразличимо) и годом проводимых кровельных работ «1909». Фото А. В. Молчанова
Дело Владимира Шокина
В мастерской на территории дома, помимо самой обуви, производились различные комплектующие, которые были необходимы для её пошива или как их тогда называли «приклад» — обувная фурнитура, различные сапожные инструменты, деревянные гвозди (спички), каблуки и многое другое.

Владимир Спиридонович начинал как кустарь-сапожник, работая на дому. Брак с дочерью Ивана Ивановича Рогунова, Пелагеей помог развитию его дела. Рогуновы были — крупной и состоятельной династией кимрских сапожников. Заключать взаимовыгодные браки между состоятельными династиями в Кимрах считалось делом незазорным и экономически выгодным. К началу XX века почти все крупные кимрские фамилии, связаные с производством обуви, были в родстве друг с другом.

Дело Владимира Спиридоновича быстро развивалось, и спустя некоторое время из обычного кустаря-сапожника он превратился в предпринимателя средней руки, который начал снабжать сапожников не только села Кимры, но и его окрестностей всем необходимым для пошива обуви «прикладом». Предоставляя сапожникам «приклад», взамен Владимир Спиридонович брал готовый товар и реализовывал его на еженедельных кимрских базарах и ярмарках, куда съезжались различные перекупщики со всех концов Российской Империи. Реализовав этот товар, В.С. Шокин взымал процент за него, на котором и зарабатывал. Проще говоря, он выступал посредником между производителем товара и покупателем.

Часто как начинающим, так и уже опытным, но мало предприимчивым сапожникам сложно было пробиться и занять свою нишу на обувном рынке. Они стремились обращаться за услугами к таким людям как В.С. Шокин, которые давали им постоянные заказы, предоставляли необходимый «приклад» и гарантировали защиту на рынке труда, а взамен взимали процент с их продаж. На проценте с продаж и собирался личный капитал Владимира Спиридоновича.
Расцвет дома
Именно в первое десятилетие ХХ века его домовладение № 10 по улице Большая пережило свой рассвет. По славам третьего сына В.С. Шокина Макария, городская усадьба жила активно: кто-то приезжал и покупал у Владимира Спиридоновича «приклад», кто-то шёл наняться работать в его мастерскую, кто-то приходил получить процент от продажи своей обуви, а кто-то просить реализовать пошитый товар. Телеги то въезжали в каменную арку со стороны Большой (Орджоникидзе) улицы, то выезжали из неё, и каждого В.С. Шокин встречал, рассчитывал, отгружал товар, принимал его, договаривался о новых сделках.

Изображение: Улица Большая (ныне ул. Орджоникидзе), 1910-е годы. В центре фотографии виден деревянный дом В. С. Шокина. Фото из коллекции И. А. Суслова
Семья Шокиных
В Кимрах были хорошо известны сыновья Владимира Спиридоновича — Леонид и Макарий Владимировичи Шокины. Всю свою жизнь они прожили и похоронены в Кимрах.
Леонид Шокин
Леонид Владимирович Шокин (1895−1962 гг.) — старший сын Владимира Спиридоновича, профессиональный фотограф-пикториалист.

Пикториализм был популярным течением в европейской и американской фотографии второй половины XIX — начала XX вв и подразумевал использование изобразительных и технических приёмов, сближающих фотографию с живописью и графикой.

Л.В. Шокин стал фактически фотолетописцем кимрского края. В первые годы советской власти он возглавлял кимрское отделение Русского Фотографического общества (1918−1925гг.), активно работал с местной газетой — был корреспондентом «Союзфото» и "Союзкинохроники". Имя Леонида Шокина стало широко известно в СССР в 1920-е годы, а также за границей — Англии, Франции, США, Бельгии и Канаде.

Изображение: Автофотопортрет Леонида Шокина, 1910-е годы. Фото из коллекции А. В. Молчанова
Фотографии Леонида Шокина
В архиве Шокина сохранилась ценная подборка фотографических сюжетов, посвящённая Покровскому Собору села Кимры. Здесь и виды собора при разной погоде и разбор куполов в 1920-х, снятие иконостаса, склад для хранение зерна внутри и, наконец, взрыв собора.

Изображение: «На рыбалке», 1920-е годы. Фото из собрания Кимрского Краеведческого Музея
Память о Леониде Шокине
После его смерти имя его было забыто на сорок с лишним лет. Практически все старинные фотографии видов села Кимры в начале ХХ века и после революционный период сделанные Леонидом Владимировичем долгое время не публиковались, либо публиковались, но очень редко, часто без упоминания авторства. А ведь больше никто и никогда не снимал Кимры и кимрский край так подробно и профессионально, как это делал Шокин.

12 декабря 2021 года, в год 125-летия со дня рождения фотомастера на фасаде Дома Кустаря, где он начинал свой творческий путь, была открыта мемориальная доска, а в Кимрском Краеведческом Музее прошла юбилейная выставка. В 2023 году в Кимрах состоялся первый фестиваль профессиональной фотографии, названый именем Леонида Шокина — «Шокинский фотофестиваль».

Изображение: «Перед грозой», 1920-е годы. Фото из коллекции А. П. Сазонова
Макарий Шокин
Младший брат Леонида, Макарий Владимирович (1900-1997 гг.) был третим сыном Владимира Спиридоновича Шокина. Он известен как художник-авангардист, театральный художник, фотограф. Окончил ВХУТЕМАС, ученик знаменитых художников авангардистов Василия Кандинского и Абрама Архипова.

Окончив учебу, Макарий Владимирович вернулся в свой родной город и устроился в Кимрский театр, где проработал всю свою жизнь сценографом, а на местном обувной фабрике «Красная звезда» — плакатным художником.

Изображение: Макарий Шокин. Фото из архива А. В. Молчанова
Творчество Макария Шокина
«…Но как только выдавалось свободное время, он вешал на одно плечо этюдник с масляными красками, а на другое — цейсовскую фотокамеру, которую ему подарил еще в детстве отец, и уходил бродить по окрестностям Кимр.

Почти три четверти века Макарий Владимирович творил летопись города Кимры и его окрестностей: создавал живописные пейзажи родной верхневолжской природы, фиксировал сначала на фотопластинки, позднее на фотопленку окружающую жизнь, вел дневники, писал воспоминания.
Фотографии братьев Шокиных в 1930-ее гг получили диплом на Всемирной Парижской выставке.

Но если годы репрессий не коснулись лично братьев, то это отразилось на их творчестве и плохо сохранении их наследия. Многое созданное исчезло, многое сознательно было ими уничтожено.

Макарий, обвиненный в безыдейности и мелкотемье, вынужден был писать свои дивные пейзажи почти тайно. Отсюда и малый формат его сохранившихся живописных работ, чтобы, как он сам говорил, удобнее их было прятать…" (По материалам статьи А. В. Сазонова «Художник Макарий Шокин»)

Ныне работы Макария Шокина хранятся в Тверской картинной галерее, в Кимрском Краеведческом Музее, а также в многочисленных частных коллекциях.
Семья Шокиных для нашего города — это гордость и талант!

Изображение: «Дом у реки», 1993 год. Из коллекции А. В. Молчанова
Герман Гончаров
Ещё одной известной личностью стал внук Владимира Спиридоновича (сын дочери Серафимы Владимировны) Герман Арсеньевич Гончаров (1928-2009) — физик-ядерщик, Герой Социалистического Труда, родившийся уже в Твери.

Окончил механико-математический факультет МГУ. В июне 1952 г. после окончания университета приступил к работе в Конструкторском бюро № 11 (РФЯЦ-ВНИИЭФ), где работал в отделе экспериментальных ядерных реакторов: с июня 1952 года — в должности старшего лаборанта, а с сентября 1952 года — в должности инженера. Его склонность к теоретическим исследованиям была отмечена руководством и он был в том же году командирован для работы в теоретический отдел, который возглавлял Андрей Дмитриевич Сахаров.

В 1954–1955 гг. в КБ-11 был разработан принципиально новый термоядерный заряд РДС-37, выполненный по так называемой двухступенчатой схеме. Успешная разработка этого заряда явилась ключевым моментом ядерно-оружейной программы нашей страны. Герман Арсеньевич был в числе непосредственных участников выбора конструкции, расчетно-теоретического обоснования и испытания заряда РДС-37. За участие в работах по созданию этого заряда он в 1956 году получил свою первую государственную награду — орден Трудового Красного Знамени.

В 1964 году ему была присуждена ученая степень кандидата физико-математических наук, в 1973 году — доктора физико-математических наук, в 1995 году он был утвержден в звании профессора по специальности «теоретическая физика». В 1999 году Герману Арсеньевичу было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В 1998 году он был избран членом-корреспондентом, а в 2000 году — действительным членом Российской академии наук.

Изображение: Герман Арсеньевич Гончаров. Фото из архива семьи Кривошеевых
Дом во время революции 1917-го года
Шокины владели домом единолично, до событий октября 1917 года. Дом не попал в первую волну изъятия собственности. Владимир Спиридонович сначала лишился своего главного здания, а именно каменного трёхэтажного особняка на улице Большая (ныне ул. Володарского) дом № 11, а также ещё ряда жилых домов, складов, магазинов и прочего имущества ему принадлежавшего.

Дом на улице Орджоникидзе власти оставили за семьёй, но позже, в конце 1920-х годов, очередь дошла и до него. Бывших хозяев в дальнейшем уплотнили, выделив им несколько комнат на первом этаже. Сам же дом передавался в пользование городскому отделу имущества.
Дом и семья Туполевых
После окончательного выселения семьи Туполевых из родовой усадьбы Пустомазово последние её обитатели Наталья Николаевна (в девичестве Туполева) и Константин Яковлевич Зельтины вынужденно переезжают в Кимры на зареченскую сторону города в дом по улице Орджоникидзе № 10. Владимир Спиридонович соглашается помочь Зельтиным и выделяет им комнату в своём доме. Зельтины поселяются на втором этаже, в бывшей парадной гостиной, три окна которой выходят на улицу и три во двор. Это до сих пор самое большое, светлое и красивое помещение в этом доме.
Судьба Туполевых
Муж Натальи, Константин работает агрономом в местном колхозе. Андрей Николаевич не забывает свою Родину и часто приезжает в этот дом навестить свою сестру. Также он начинает судебные тяжбы с кимрскими властями с целью вернуть Пустомазово в собственность семьи. По рассказам старожилов, и Макария Шокина, Туполева часто видят во дворе дома, колющим дрова и за прочей работой по хозяйству. Владимир Спиридонович очень тепло принимает Андрея Туполева и часто подолгу с ним беседует. Туполев же отвечает главе семейства взаимностью и также помогает младшему сыну В.С. Шокина Сергею с работой, устраивая его чертёжником в своё ЦАГИ — конструкторское бюро которым Туполев в то время руководил.

Судебные тяжбы Андрея Николаевича не увенчиваются успехом, суды он проигрывает и вынужден оставить затею отстоять своё родовое гнездо.

В 1928 году Константина переводят работать в другой колхоз под Москвой и семья Зельтиных вынуждена покинуть этот дом и Кимры, как и сам Андрей Николаевич навсегда с тяжёлым сердцем уезжает из Кимр.

После войны местные жители просят его вернуться и своим влиянием помочь колхозу Пустомазово возродиться. На тот момент, как на месте самого родового гнезда, так и его хозяйства будет простираться лишь чистое поле. Туполев ответит: — «Сами развалили — сами теперь и восстанавливайте!» В своих интервью на вопросы журналистов рассказать о своей малой Родине, он постоянно будет отвечать, что её больше нет — она затоплена. Лишь жители соседних деревень близ бывшей усадьбы Пустомазово изредка будут видеть в небе кружащий над полями пароплан. Вероятно Андрей Николаевевич хоть и публично топил свою малую Родину в воспоминаниях, но всё равно о ней не забывал, и иногда прилетал на неё посмотреть.

Изображение: Андрей Николаевич Туполев, 1952 год. Фото из собрания Калининградского областного историко-художенственного музея
Раскулачивание
После отъезда Туполевых из дома глава семейства Владимир Спиридонович Шокин, по воспоминаниям внучки Ильиной Галины Сергеевны, был раскулачен в конце 1928 года, арестован и сослан в Соловецкий Лагерь Особого Назначения (СЛОН «Соловки»), но позже в 1929 году приговор смягчили и его перевели в исправительно-трудовое поселение в город Ржев.

Известно, что после раскулачивания старшего Шокина, в доме остаётся жить его третий сын Макарий Владимирович Шокин, который уйдёт отсюда на фронт в 1941 году. После войны, как предполагает автор этих строк, Макарий в этот дом уже не вернётся, а переедет жить в другое место.
Дом в послевоенные годы
В последующие послевоенные годы внутренние помещения дома переделывают под коммунальные квартиры. По результатам предреставрационных исследований 2023 года выясняется, что 1970-е годы внутри дома проходит масштабный капитальный ремонт — сносятся и перекладываются печи, возводятся дополнительные межкомнатные перегородки, выкапываются подпольные помещения, частично меняются оконные рамы, ремонтируется крыша. В 1980-е годы дом оборудуется системой автономной газификации на основе пропановых баллонов. Более масштабных реконструкций и ремонтов в доме в дальнейшем не проводилось.

Хозяйственные и складские помещения, располагающиеся на прилегающей к дому территории, а именно сапожная мастерская и торговая лавка были конфискованы у Владимира Спиридоновича, вероятно, вместе с домом в 1928 году при раскулачивании и ссылке на «Соловки». Имущество возвращено не было.

Мастерская и часть торговой лавки вскоре также были переоборудованы местным отделом управления имуществом в жилые помещения, которые использовались до 1992 года. Ныне каменное здание сапожной мастерской пустует, заброшено и постепенно разрушается.

Основная же часть здания каменной торговой лавки продолжила выполнять свою изначальную функцию. В разные годы в ней располагались, магазин местного Кожтреста, продуктовый магазин, молочная кухня, магазин ковров и даже ТИР. Ныне здание пустует, о торговле в нём напоминает лишь вывеска последнего съехавшего отсюда больше 7 лет назад магазина «Ковры».
Дом в XXI-м веке
К началу 2000-х году сам бывший деревянный жилой дом В. С. Шокина значительно обветшал. Водопроводом, канализацией и газовым отоплением он так и не был оборудован. В 2010-е годы, жильцы так и не дождавшись капитального ремонта дома, начинают постепенно его покидать.

В 2017 году дом попадает в программу переселения из ветхого и аварийного жилья. Программа успешно реализовывается и уже к началу 2018 года последняя проживающая в доме семья Скоробогатовых из него выезжает.

В этот же год, 4 февраля в дом наведываются волонтёры всероссийского фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» Алексей Молчанов и Алёна Крутова, которые ищут объект для проведения первого сезона этого движения в Кимрах. От представительницы последней проживающей в доме семьи Галины Викторовны Скоробогатовой мы впервые узнаём об истории дома и его знаменитых жильцах.

К этой истории подключается местный городской активист Виктория Янкевич, тверское отделение Всероссийского Общества Охраны Памятников (ВООПИК) и потомки Германа Арсеньевича Гончарова.

Примечателен тот факт, что именно в 2018 году в Кимрах проходят масштабные мероприятия празднования 130-летия со дня рождения Андрея Николаевича Туполева и история сноса дома связанного с его именем имеет большую актуальность и резонанс в обществе.

В 2020 году здание получило статус выявленного объекта культурного наследия.

Изображение: Дом В. С. Шокина в наши дни. Фото А. В. Молчанова